В энциклопедическом словаре понятие «интеллигенция» трактуется как «общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, развитием и распространением культуры». При этом имеется в виду не только духовная, но и материальная культура. Поэтому в состав интеллигенции, в широком смысле, можно включить не только людей, занимающихся наукой, искусством, работников культуры, но и специалистов и руководителей в области образования, здравоохранения, материального производства, сферы обслуживания, экономики вообще, а также занятых в государственном управлении, политике и СМИ, офицеров. Как общественный слой интеллигенция зарождалась в то время, когда умственный труд отделялся от физического. Это было время перехода к цивилизации, одним из признаков которой было появление городов. Именно города являлись центрами культуры и, соответственно, местами сосредоточения интеллигенции и основным полем ее профессиональной деятельности. А сельская интеллигенция зародилась гораздо позднее городской. Особенно это касается сельской интеллигенции в дореволюционной России, которая по уровню распространения культуры среди широких масс населения сильно отставала от передовых стран Европы. Сибирь же в Российской империи играла роль окраины и по уровню развития заметно отставала от Европейской России.

Эти моменты следует учитывать, приступать к рассмотрению истории интеллигенции в  Назарово XIX-начала XX века. Известно, что Назарово до 1946 г. было сельским поселением. И хотя на протяжении большей части XIX века это было уже большое село, волостной центр, но первые учреждения народного образования, здравоохранения, культуры здесь появились только во второй половине XIX века. До этого времени представители интеллигенции проживали в Назарово лишь эпизодически.

Их появление в Назарово связано с еще одной особенностью истории Сибири до революции. Известно, что в царской России Сибирь являлась местом каторги и ссылки. Назарово также служило местами поселения ссыльных. Среди них, особенно среди «политических», были представители интеллигенции, которые временно проживали в селе.

Первым политическим ссыльным, определенным на поселение в село Назарово, был участник восстания декабристов Антон Петрович Арбузов. Он родился в 1797 году в семье мелкопоместного дворянина Новгородской губернии. После окончания Морского кадетского корпуса А.П. Арбузов служил на Балтийском флоте и в Гвардейском морском экипаже и дослужился до чина лейтенанта. Он неоднократно участвовал в плаваниях по Балтийскому морю и Атлантическому океану, за что ему 2 раза объявлялась «монаршее благоволение». Нужно отметить, что Антон Петрович был не только хорошим морским офицером, но человеком разносторонних интересов. Он увлекался науками, например, математикой, историей, и в то же время любил русскую поэзию. Сохранилась его характеристика, данная современниками, как «человека необычайно умного, любезного и основательных познаний». Являясь сторонником освободительных идей, Арбузов стал инициатором создания среди офицеров Гвардейского морского экипажа в 1824 г. тайной революционной организации, а перед восстанием 14 декабря 1825 г. вступил в Северное общество декабристов. Он был сторонником самых решительных и бескомпромиссных мер борьбы с царизмом и убежденным республиканцем. Во многом благодаря ему Гвардейский экипаж почти в полном составе вышел на Сенатскую площадь и присоединился в восстанию. После его подавления Антон Петрович был арестован и Верховным уголовным судом 10.07.1826 приговорен к смертной казни, которую император Николай I заменил на вечную каторгу. Каторжные работы отбывал в финской крепости Роченсальм, а затем в Забайкалье (в Читинском остроге и Петровском заводе). После 15 лет каторжных работ по указу о переводе декабристов на поселение от 10.07.1839 Арбузова определили на поселение в село Назаровское Ачинского уезда Енисейской губернии. В Назарово он приехал в августе 1839 г. Сохранилось очень мало сведений о его жизни в ссылке. Из переписки и воспоминаний других декабристов известно, что Антон Петрович сильно болел, по-видимому, туберкулезом («чахоткой»), которым заболел на каторге. Так как родные ему не оказывали материальной помощи («брат его все обещает, но по сию пору ничего не сделал»), а казенное пособие было скудным, он занимался крестьянским трудом и этим добывал себе средства к жизни («…между тем, Арбузов завел себе маленькую пашню и несколько ульев и кое-как перебивается»). Но нужда и болезни не сломили его морально, не заставили опуститься («Арбузов живет умеренно и воздержанно…Нельзя не радоваться, что он себя поддерживает в поведении…и все единогласно говорят о нем с большой похвалой»), из официальных документов известно, что он и в ссылке много читал. Но силы и здоровье Арбузова были подорваны и на 45-м году жизни он скончался при трагических обстоятельствах. О последних днях его жизни сохранился рассказ декабриста И.В. Киреева (спустя полгода после смерти Антона Петровича его записал В.Д. Философов — участник сенатской ревизии в Сибири). Из него видно, что в конце жизни Арбузов жил в нищете и питался рыбой, которую сам ловил, а когда улова не было, даже голодал. Он сильно заболел, 4 дня не вставал, а питался рыбой, которую взял в долг у хозяйки дома, в котором жил. На 5 день она отказалась дать ему пищу в долг, и Антон Петрович больной, в 30-градусный мороз отправился ловить рыбу в проруби на реке. Когда он расчищал прорубь, то из-за слабости упал в нее, но выкарабкавшись на лед, не пошел домой, а стал ловить рыбу, чтобы отдать долг. Наловив нужное количество, Арбузов вернулся домой и расплатился с хозяйкой, заявив, что больше не будет ни в чем нуждаться. Она решила, что ему прислали деньги, и пошла к нему с предложением ухаживать за ним, пока он болеет. Но он уже скончался. Запись об этом есть в метрической книге Троицкой церкви села Назаровского за 1843 год: «10 февраля умер от чахотки ссыльный Антон Петрович Арбузов. Погребен 12 февраля на «приходском кладбище». К сожалению, могила его не сохранилась, так как старое приходское кладбище в 1960-е годы было заброшено и фактически разрушено. Помня, что Антон Петрович Арбузов несколько лет прожил и похоронен на Назаровской земле, в 1960 г. в его память ул. Заводская была переименована в ул. Арбузова. В «МВЦ» г. Назарово хранятся материалы об А.П. Арбузове и есть экспозиция, посвященная ему. В ней представлена копия с его портретом работы декабриста Н.А. Бестужева (сам портрет не сохранился).

В 1879 г. В Назарово вместе со своим мужем ссыльным И.М. Давыдовским проживала известная российская революционерка Елизавета Лукинична Давыдовская. Родилась она в 1851 г. и была внебрачной дочерью помещика Кушелева. В детстве она получила хорошее образование, которое захотела углубить в Петербургском университете. Во время учебы увлекалась освободительными идеями и стала активно участвовать в революционном движении. Когда над ней нависла угроза ареста, она решила уехать за границу. Так как она по тогдашним российским законам еще не считалась совершеннолетней, ей нужно было заключить фиктивный брак, чтобы супруг дал ей такое разрешение. Елизавета вышла замуж за старого друга семьи, пожилого отставного полковника Томановского и уехала в Европу. Томановский, который сильно болел, вернулся в свое имение и вскоре скончался.

В Женеве Елизавета встретилась с русскими революционерами-эмигрантами и 1869 г. стала одним членом-учредителем русской секции I-го Интернационала, была корреспондентом вождя Интернационала К. Маркса и Генерального Совета — руководящего органа Интернационала. Когда весной 1871 г. в Париже восстали рабочие и возникла Парижская Коммуна, она уехала в Париж в качестве агента Генерального Совета. Там под псевдонимом Элиза Дмитриева активно участвовала в революционных событиях, была организатором и руководителем Союза женщин. Когда версальцы начали штурм революционного Парижа, Дмитриева сражалась на баррикадах Коммуны, была ранена в руку. После падения  Коммуны ей удалось избежать расправы и скрыться из Франции. Осенью 1871 г., залечив ранение, она вернулась в Россию, где вновь включилась в революционное движение и вышла замуж за революционера И.М. Давыдовского. Когда Давыдовского арестовали и сослали на поселение в село Назаровское, Елизавета Лукинична с двумя малолетними дочерьми добровольно уехала к нему в ссылку. В Назарово она участвовала в деятельности нелегального Красного креста, оказывала медицинскую помощь другим ссыльным и всем нуждающимся. Давыдовская изучала природу Назаровского региона, его минеральные богатства. В архивах Енисейской казенной палаты сохранились заявки на открытие угольного месторождения на ее имя.  Таким образом, она и в ссылке продолжала заниматься исследовательской деятельностью, которая является одной из функций интеллигенции. Но вскоре семья Давыдовских переехала в село Емельяново, расположенное на Московском тракте, а в 1882 г. им разрешили проживание в городе Красноярске – центре Енисейской губернии. В Россию Давыдовские уехали в 1902 г.

Побывали в Назарово и революционеры – большевики. Например, Виктор Павлович Ногин – профессиональный революционер, соратник вождя большевиков В.И. Ленина. Он родился в 1878 г. и с юности включился в революционную марксистскую деятельность. В РСДРП он вступил в 1898 г., т.е. практически с момента ее основания. В партии он показал себя сторонником активной революционной работы, был агентом ленинской газеты «Искра». Царские власти преследовали его. Ногин был заключен в Петропавловскую крепость, а затем в административном порядке его без суда выслали в село Назарово. Здесь он должен был ожидать приговора (судить его собирались заочно). В Назарово он прибыл под конвоем 30 августа 1902 г. Виктор Павлович и в ссылке продолжал революционную деятельность. Он и его товарищ Е.В. Антропов были связаны с другими ссыльными социал-демократами в г. Ачинске и с Красноярским комитетом РСДРП, а затем установили связи с социал-демократами, проживавшими в эмиграции (в Англии и Швейцарии). Ногина избрали казначеем кассы взаимопомощи политических ссыльных Ачинского уезда. Он старался, чем мог помогать своим товарищам по несчастью, поддерживал их дух, для чего даже доставлял из Ачинска нелегальную литературу. В ссылку к нему приехала его мать Варвара Ивановна. В Назарово Виктор Павлович прожил до весны 1903 г., когда ссыльные из Ачинска сумели узнать о содержании принятого в отношении него и Антропова приговора.  Им «присудили» ссылку еще дальше на Восток, в Иркутскую губернию.  Не дожидаясь этого, они решили бежать из ссылки. Побег Ногин и Антропов совершили ночью 18 апреля 1903 г. при участии Варвары Ивановны, которая сумела найти человека, согласившегося отвезти их на лошадях в Ачинск на железнодорожную станцию, откуда они уехали на поезде. Затем Виктор Павлович перебрался за границу, где в Женеве встречался с В.И. Лениным. Таким образом, Ногин и во время назаровской ссылки оставался профессиональным революционером, но в специфических условиях Российской империи нелегальная политическая работа также являлась для некоторых российских интеллигентов своеобразным видом профессиональной деятельности.

Некоторое время в селе Назарово проживал и работал Михаил Назарович Красиков. Он родился в 1877 г. в Красноярске и был сыном учителя, а также двоюродным братом Петра Ананьевича Красикова, известного революционера-большевика, который оказал сильное влияние на формирование его политических взглядов. В 1897 г., после окончания гимназии, Михаил Назарович уехал учиться в Петербургском университете, там же участвовал в революционном движении. Был руководителем марксистских кружков.  Его арестовали, а затем выслали на родину в Красноярск. Но и в ссылке он не прекратил свою революционную деятельность. Красиков был одним из создателей осенью 1901 г. социал-демократической организации в Красноярске, был избран в состав городского комитета Сибирского социал-демократического союза. Комитет активно занимался революционной работой, даже имел свою подпольную типографию, где выпускались прокламации. В ссылке Красиков женился на Анне Осиповне Маркман, которая была фельдшером по профессии. Срок его ссылки закончился в 1906 г. У Красиковых уже было четверо детей, когда в 1912 г. Анна Осиповна скончалась. После этого летом 1912 г. Михаил Назарович переехал с детьми на жительство в Назарово, где работал топографом, т.е. занимался топографическими съемками в Назаровской волости. Топография была необходима при проведении землеустройства, в частности, при размещении поселенцев, при прокладке путей сообщения. В своей работе Красиков постоянно пользовался астролябией — угломерным прибором для землемерных работ, который вызывал сильное любопытство у местных жителей. Работал он хорошо, люди его уважали. Но Михаил Назарович также увлекался музыкой. Играл на фисгармонии — музыкальном инструменте, похожем на пианино. По роду своей деятельности ему часто приходилось переезжать с место на место. Жители волости прозвали его «загадочный музыкант». Так он прожил вместе со своими детьми до 1916 г., после чего уехал из наших мест. М.Н. Красикова уже можно назвать человеком, который в Назарово занимался работой, которая относится к сфере профессиональной деятельности интеллигенции.

Тех, кого можно назвать «профессиональной интеллигенцией», появились в Назарово во второй половине XIX века, хотя бывало часто, что функции интеллигенции выполняли священники. Например, когда в селе Назарово было открыто сельское 2-классное училище  (школа), первым учителем в нем был священник назаровской Троицкой церкви Дмитрий Романович Удимов. Позже священники также преподавали детям закон Божий. Вообще, для сельской интеллигенции свойственна «многофункциональность деятельности» по распространению культуры среди населения, причем не только в тех областях, где это обусловлено их профессией. К примеру, когда просьба жителей села Назарово к енисейскому губернатору об открытии библиотеки не была удовлетворена, в 1898 г. местная интеллигенция по инициативе врача Дмитрия Ермоловича собрала 180 рублей (немалые деньги по тем временам) и на эти средства открыла общественную библиотеку. Это не входило в их профессиональные обязанности, но российская интеллигенция понимала необходимость «сеять разумное, доброе, вечное» в народе.

Пожалуй, самым известным назаровским интеллигентом дореволюционного времени можно считать Леонтия Исаевича Патушинского. Он родился в 1879 г. Стремление стать врачом привело его к поступлению на медицинский факультет Томского университета. Так как он был человеком с демократическими взглядами, то не мог остаться в стороне от освободительных выступлений и в 1904 г. участвовал в забастовке. В 1907 г. Патушинский закончил обучение в университете и в 1908 г. переехал работать врачом в назаровскую участковую лечебницу. Как и другие сельские врачи он работал во всех отраслях медицины: был и терапевтом, и хирургом, и педиатром, даже дантистом и гинекологом. В его работе ему как могла, помогала его жена Берта Абрамовна. Хотя ей было всего 18 лет, она выполняла функции и медсестры, и санитарки, и акушера, даже изготовляла лекарства. В Назарово в те годы царила антисанитария, из-за чего постоянно существовала угроза возникновения эпидемических заболеваний. Леонтий Исаевич активно приступил к исправлению этой ситуации. Он настоял на том, чтобы были отведены специальные места на Назаровских водоемах для забора питьевой воды и для стирки, а также, чтобы на колодцах укрепили общественные ведра и чтобы воду доставали из колодцев только ими. Патушинский проводил санитарное просвещение в селах волости. Местные жители считали, что он может вылечить любую болезнь. Они очень уважали и любили своего доктора. Этому способствовала его общительность и отзывчивость. Через 5 лет «общество Назаровской волости» наградило своего врача похвальным листом. Когда в 1914 г. началась Первая мировая война, его мобилизовали в 18-ый сибирский полк, вместе с которым он ушел на фронт. Но назаровцы не забыли Патушинского. Летом 1917 г. ему на фронт прислали протокол собрания жителей волости, которые единодушно избрало его почетным гражданином волости, а также приглашали после войны вернуться в Назарово. Но вскоре Патушинский получил тяжелое ранение и долго лечился в госпитале, затем началась гражданская война, после окончания которой он остался жить и работать в Ачинске. В 1920 г. его назначили заведующим уездным отделом здравоохранения, в 1921 г.- избрали депутатом уездного Совета. Так как до 1924 г. Назаровская волость входила в состав Ачинского уезда, Леонтий Исаевич неоднократно бывал в Назарово, где налаживал местное здравоохранение. Нужно отметить, что в Ачинске его тоже очень уважали, там его именем названа улица, а на здании, где он работал, установлена мемориальная доска.

В конце XIX-начале XX века появились уже интеллигенты-уроженцы Назарово. Их можно назвать «народной интеллигенцией», так как он были выходцами из народа, прежде всего, крестьянства, и старались, не щадя своих сил, помогать народу, частью которого были, как могли развивать в стране просвещение, здравоохранение и культуру.

В качестве примера можно назвать Константина Леонтьевича Демидова. Он родился 24.05.1887 г. в семье крестьян-середняков с. Назарово. Константин стремился с юности стать учителем и с этой целью в 1904 г. поступил в Красноярскую учительскую семинарию — так тогда называли средние специальные учебные заведения для подготовки учителей начальных школ. Как и многие его сверстники в то время, он увлекался радикальными освободительными идеями и принимал участие в революционных событиях 1905 г. в Красноярске. Демидов участвовал в забастовке учащихся семинарии, в революционных демонстрациях осенью 1905 г. и вместе с другими ее участниками выдерживал осаду Народного дома, который тогда был местом революционных собраний в Красноярске и подвергался нападениям казаков и черносотенцев. В 1907 г. он закончил обучение в семинарии и в августе был назначен учителем в деревню Мариновка  Назаровской волости, и в этом качестве проработал до мая 1908 г. Одновременно Константин Леонтьевич занимался распространением революционной литературы, за что попал под надзор полиции, а позднее был заключен в Ачинскую тюрьму. Ему грозила ссылка, и он был вынужден уехать из родных мест. Демидов переехал в Амурскую область и с 1 сентября 1908 г. был назначен заведующим 2-классным училищем в селе Гильчик. Сначала работать приходилось в тяжелых условиях, так как население села состояло из приверженцев 4 сект: духоборов, хлыстов, баптистов и молокан. Фанатики-сектанты ненавидели друг друга и все вместе враждебно относились к учителям, которые были православными (хотя зачастую их православие было чисто формальным). Но им удалось терпеливо и тактично добиться перелома в настроениях сельчан. Константин Леонтьевич, как это было свойственно российской интеллигенции, не ограничивался чисто профессиональной деятельностью, а участвовал в общественной жизни и в 1909 г. публиковался в периодической печати по вопросам народного просвещения. В 1914 г. с началом Первой мировой войны  его призвали в армию, но через 2 месяца демобилизовали по болезни. Он уже имел семью и продолжал работать на прежнем месте, но стремился к улучшению своей работы. Желая повысить свое профессиональное образование, Демидов в августе 1916 г. поступил в учительский институт — так в то время называли средние учебные заведения для подготовки учителей повышенной школы (городских и высших начальных училищ). Видимо, к этому времени он избавился от радикальных увлечений молодости, так как в революционных событиях 1917 г. и начавшейся гражданской войне участия не принимал, а продолжал учиться. В феврале 1919 г. Константин Леонтьевич закончил обучение в институте и был назначен преподавателем высшего начального железнодорожного училища на станции Иннокентьевской. Здесь он проработал до конца 1919 г., а затем был назначен заведующим вновь открывшегося училища (школы) в селе Назарово. С 1 января 1920 г. Демидов работал в родном селе. Позднее он работал заведующим 7-летней школы крестьянской молодежи в Назарово. Константин Леонтьевич и после окончания учительского института систематически повышал свою профессиональную подготовку: занимался изучением истории педагогики, экспериментальной педагогики, психологии, теории воспитания и обучения. Но он не ограничивался только профессиональным образованием, его увлечением также было чтение русской и зарубежной художественной литературы.

Судьба Л.И. Патушинского и К.Л. Демидова являются типичными для представителей российской интеллигенции, которые начали свое служение народу еще до 1917 г. и продолжали эту благородную работу и годы Советской власти.

Яндекс.Метрика